
Собрание катехизаторов
9 декабря в актовом зале Свято-Феодоровского кафедрального собора прошло собрание катехизаторов, трудящихся в приходских храмах городского округа Саранск.
Цель встречи – выработка единой формы и рекомендаций о том, как именно и в каком порядке следует проводить в храмах огласительные беседы с тем, кто хочет покрестить ребенка или повенчаться. Вот уже несколько лет епархиальные архиереи, митрополит Варсонофий и сам Святейший Патриарх Кирилл не устают напоминать приходским священнослужителям, что участвовать в этих церковных таинствах могут только люди, прошедшие оглашение. Это в очередной раз было подчеркнуто в решениях Архирейского Собора 2011 года. Другой вопрос – как именно следует вести огласительные беседы, каким именно вопросам уделять при этом повышенное внимание. Ведь оглашение, по сути – православный ликбез, когда человек наставляется словом об азах Православия, о сути таинств крещения и венчания, и о тех обязанностях, которые он принимает на себя, становясь крестным отцом или матерью – воспреемником или воспреемницей. Именно с этой целью в большинстве храмов Мордовской митрополии были введены штатные должности катехизаторов, которые должны помогать священнослужителям в работе с людьми.
Собрание началось со вступительного слова, произнесенного секретарем Саранской епархии протоиереем Виктором Хохловым. Он очень ярко и эмоционально обрисовал сложившуюся обстановку, которая, к сожалению, еще далека от идеала:
«Вы работаете катехизаторами, то есть являетесь теми, кто проводит ознакомительные беседы с людьми, которые впервые собираются переступить порог храма. А наипаче проводите беседы и с теми, кто берет на себя ответственность быть первыми духовными наставниками младенцев, которых они приносят в храм для совершения таинства крещения. Они воспреемники, они берут младенца и несут его куда? К Богу. Это их основная задача: принести к Богу то чадо, которое они держат на таинстве крещения. И вот вопрос, связанный с этим, очень важный и болезненный для Церкви. Как же они понесут к Богу младенца, если они сами туда дорогу не знают?
Дорога к Богу – это очень тернистый путь, и чтобы идти этим путем, нужно предпринимать огромные усилия. Прежде всего – над самим собой. Кто из них сегодня, приходя в храм, готовясь стать крестным отцом, воспреемником, готов предпринять эти усилия, готов понести крест Христов, готов ограничить себя в чём-то? Как он это сделает, если слышит каждый день, каждую минуту с экрана телевизора совершенно другое – о том, что нужно брать от этой жизни всё и наслаждаться этим. А чем этим? Материальным, прежде всего, низменным. Как он может поменяться в одну секунду? Да, он, может быть, услышит ваши слова, если это человек более-менее открытый для Бога, если он еще не совсем закрылся в своей душе, как в ракушке. Если он сознательно делает этот шаг, он вас, может быть, услышит, но поверьте, переступив в обратную сторону порог храма, он тут же забудет всё, о чём вы ему говорили: и зачем в храм нужно ходить, и что такое таинства церковные. Эти люди, я имею в виду крестных, никогда больше в храм не придут сами, и не приведут тех младенцев, которых держали во время крещения на своих руках. Никогда, поверьте мне.
Я лично столкнулся с подобным, когда знакомые попросили меня стать крестным отцом их ребенка. Когда они меня только уговаривали, вы не представляете: они и в храм все начали ходить, и исповедоваться, и причащаться. А как только покрестили младенца, я их туда на аркане затащить не могу. Родителям звоню, бабушкам и дедушкам звоню, у которых младенец бывает на выходных. То они заболели, то ребенок заболел, то погода плохая, то дождь, то солнце, то слякоть, то снег идет. Я, священник, не могу добиться того, чтобы моего крестника принесли в храм для причастия. Я сам в шоке от того, что оказался в такой ситуации. И сколько таких случаев уже было.
Приводить людей в церковь – очень большая ответственность, и она, прежде всего, лежит на вас, как на катехизаторах. Десяти, пятнадцати, пусть даже тридцати минут оглашения непосредственно перед крещением – ничтожно мало, этого времени недостаточно для того, чтобы человек оказался в Церкви. Вот рядом со мной сидит Ксения Юрьевна Боронина, которая является помощником митрополита Варсонофия в нашем кафедральном соборе по духовно-религиозному образованию. По ее наблюдениям, именно люди, прошедшие через нормальное неоднократное оглашение, становятся нашими прихожанами. Огласительные беседы должны проводиться за два-три-пять дней до совершения таинства крещения. Этих бесед должно быть как минимум две, а лучше четыре или пять, и длиться они должны не по 15 минут, а по часу, и лучше будет, если придут не только крестный и крестная, но еще и родители ребенка.
А что происходит в некоторых наших храмах? Вы сами проверьте: наберите номер любой церкви, и что вам там ответят? Я сам не раз слышал на другом конце провода: «Какие огласительные беседы? Полно вам. Платите деньги и креститесь». – «А мне сказали, что должна какая-то беседа проводиться». – «Какая беседа, приходите, батюшка с вами 15 минут поговорит, и окрестите». То есть, главное – приезжай скорей и мимо кассы не проходи. И люди идут туда: они не хотят, чтобы их учили, понимаете? Они не хотят, чтобы им, как говорит молодежь, «ездили по ушам». Они прямо так и говорят: «А зачем? Нам это не надо».
От вас, конкретно от каждого, сегодня зависит воцерковление этих людей и спасение душ этих людей, не говорю уже о младенцах, которых они воспринимают на свои руки. Неужели вы, или ваши настоятели, этой ответственности не боитесь? Ведь люди сейчас приходят к нам (слава Богу, что еще приходят) большей частью по традиции: я крещеный, пусть и дети у меня крещеными будут. Они вроде бы понимают, что ребенка необходимо покрестить, а зачем это делается – уже не знают. Бабушка так сказала или дедушка сказал. Как-то был случай, захожу в храм, а там крестит молодой батюшка, грамотный, с академическим образованием. Закончилось крещение и я спрашиваю родителей: «Вы зачем крестили ребенка?» – «Как зачем? Чтобы не болел». – «А что, после крещения перестанет болеть?» – «Вот вы знаете, мы ходили к бабушке – нам не помогло, ходили к экстрасенсу – не помогло». Я захожу в алтарь и говорю священнику (фамилию называть не буду): «Отец, ты слышишь, кого ты сейчас покрестил?» В ответ – тишина. То есть, для этих людей таинство крещения – какой-то непонятный магический ритуал, вроде посещения экстрасенса. И вы думаете, завтра они придут в храм? Зачем? Если от болезней не помогает, от сглаза и от порчи не работает, то зачем? Лучше пойти к бабушке-знахарке, отдать ей триста-четыреста рублей, она поворожит и ребенок будет здоров. Вот какая ситуация складывается».
Встреча катехизаторов проходила очень оживленно и продолжалась более двух часов, во время которых пояснения по сути обсуждаемого вопроса звучали не только от отца Виктора, отца Николая Новотрясова (возглавляющего Отдел по религиозному образованию и катехизации Саранской епархии) и Евгении Юрьевны Борониной, но и из зала, от людей, уже имеющих многолетний опыт работы в этом направлении.
О содержании огласительных бесед
«Иногда люди даже не могут ответить на простой, казалось бы, вопрос: «В кого вы верите?» – «В Бога». – «А в какого Бога?» И ступор. Начинаем рассказывать им об Иисусе Христе, о Пресвятой Троице. Людям это интересно, особенно когда начинаешь говорить живыми примерами. Потом начинаем разбирать само таинство крещения, говорим – от чего человек при этом отрицается. Объясняем, что в этот момент они стоят не перед священником, а перед Господом, и все эти слова они говорят Богу. Они же этого просто не понимают. И обязательно – разбор Символа веры, потому что ничто лучше не расскажет о том, во что мы веруем. Сначала читаю я, потом вслух читаем все вместе и поодиночке. Конечно, его нужно знать наизусть, но как я могу заставить это сделать человека, у которого, скажем так, нет такой потребности. Прошу читать по написанному хотя бы несколько дней до таинства крещения».
«Вот спрашиваешь их: «Зачем нужны крестные?» и часто отвечают: «Крестные – это вторые родители». А что, одних родителей ребенку мало? Да если бы так было, то у нас в стране ни одного сироты бы не было, всех бы крестные к себе брали».
«Нужно объяснять воспреемникам, какие обязанности они на себя берут и перед кем. Объяснять, что они перед Богом берут на себя ответственность за воспитание этого малыша в духе христианской нравственности, благочестия и традиций, что не просто для красивого словца они стали крестным и крестной, а чтобы стать настоящими духовными отцами и матерями тех младенцев, которых крестят. Они воспреемники и несут ответственность не перед родителями младенца и не перед самими собой, а перед Богом. И об этом вы должны им говорить. Поверьте, нормальных людей это не отпугнет, особенно тех, что прошли огласительные беседы, у кого уже сознание стало работать в нужном направлении».
О чтении Символа веры
«Вот встал вопрос о том, кому именно во время крещения следует читать Символ веры? Читают его, как правило, сами батюшки. А вообще, это вопрос сложный: бывает, что воспреемники обижаются – они выучили «Верую», а им прочитать не дают. А бывает наоборот: это напрягает их, они не хотят за это браться, или боятся неправильно поставить ударение.
Поговорите со своими священниками в храмах, чтобы они давали людям прочитать Символ веры во время крещения. Позиционируйте это как инструкцию епархии. В конце концов, в Требнике так и написано, что читать его должен воспреемник, он должен засвидетельствовать свою веру в Бога прочтением этой молитвы. Это должны быть его слова, а не батюшки. Я понимаю, отцы, что вы быстрей прочитаете, протараторите всё, но они-то этого даже не услышат. К тому же, пока воспреемник читает Символ Веры, священник имеет уникальную возможность – прочитать в это время тайные молитвы. А люди пусть постараются, позапинаются, это их дисциплинирует».
О крещении взрослых
«Если крещение принимает достаточно взрослый человек, то крещение может проводиться и без воспреемников, так как он сам может сказать – от чего отрицается. Напротив, будет довольно странно, если за него это будет делать кто-то другой».
О возрасте воспреемников
В Новоканоне при большом Требнике сказано: «Не могут быть воспреемниками: неверующие, некрещеные, инославные; совершенно несведущие в православной вере, которые не имеют опыта церковной жизни и которые не желают прилагать усилия к воцерковлению; лица, которые проживают в удалении от семьи крещаемого младенца и которые не могут активно содействовать семье в воспитании ребенка; родители крещаемого; монахи, малолетние. Разрещается становиться крестными родителями: с 15 лет – для воспреемника и с 13 лет – для воспреемницы».
О кровном родстве между крестными и крестниками
«Крестным отцом или матерью могут становиться родственники обоих родителей ребенка, вне зависимости от степени и близости их родства. Воспреемником, например, может быть брат матери (родной, двоюродный или троюродный) или ее отец.
Воспреемниками не могут быть мужчина и женщина, состоящие в браке, или собирающиеся вступить в брак. (Вот это катехизаторам нужно выяснять и разъяснять).
Недопустим церковный брак крестного с крестницей. Это считается таким же блудом, как если бы отец женился на дочери, ведь духовное родство считается сильнее кровного».
О возрасте крещаемого
«В каком возрасте следует крестить младенца? Мне, как исследователю, пришлось много работать с дореволюционными метрическими книгами, которые состоят из трех частей: о крещении, о венчании и о умерших. И в то время детей крестили на первый-второй день от дня рождений, представляете. Боялись, что ребенокумрет некрещеным. У меня были случаи, когда я крестил десятидневных младенцев. Но большинство родителей считает, что крестить надо от девятого до сорокового дня. Это идет еще от Ветхого завета, потому что на девятый день делали детям обрезание, а на сороковой день над родившей женщиной читается очистительная молитва. Так сороковой день и появился. В Уставе на этот счет ничего не сказано».
О присутствии на крещении родителей
«По традиции считается, что родители не могут присутствовать на крещении, и они обижаются: «Ребенок там кричит-разрыватся, а мы и успокоить не можем, и не видим ничего». Если крещение проводится раньше сорокового дня со дня рождения ребенка, то матери в храм заходить нельзя, а отец присутствовать может – снимать что нибудь на камеру, или стоять молиться. А если крещение проходит после сорокового дня, то присутствовать может и мать.
О крещении недоношенных детей в больнице
«Если мы крестим в больнице, то там много ограничений: например, свечку зажигать нельзя, там боксы с кислородом. Главное для батюшки во время крещения в больнице – не быть помехой врачам. Они нас уважают, но не очень любят. Так что лучше принести полулитровую баночку воды, всё в ней сделать, а потом ее с собой и унести. Кто-то в таких случаях коротким чином крестит, но хочу посоветовать: не сокращайте таинство до короткого «ради страха смертного», он в боксе уже живет и жить будет, крестите полным чином.
Бокс открывают на короткое время, так что подумайте, как лучше всё совместить. То есть, сразу крестишь, тут же сразу и помазуешь. Крестик не надевайте, можно просто рядом положить, можно врачу отдать, если что – не настаивайте. Если будете много лазить по трубкам с этой помазалочкой, в следующий раз вас (или другого священника) могут туда просто не пустить. Не надо вырисовывать крестик, они там такие малые, что крестика просто не получится. Так, чуть-чуть.
В этом случае крещаемый не имеет воспреемника и следует проводить огласительные беседы с родителями, чтобы они знали, что такое вера в Бога, что такое крещение и зачем это нужно. Можно поставить нарекаемых крестных (я один раз врача приглашал), пусть они тоже пройдут огласительные беседы. Если уж во время крещения, своего крестника на руках они держать не могут и в таинстве не участвуют, то хотя бы услышат от нас о своих обязанностях.
Если ребенка крестили коротким чином, то потом, если выживет, его надо обязательно принести в храм на миропомазание и воцерковление».
О «домашнем» крещении
«Если ребенок крещен бабушкой, дедушкой или родителями (мать может покрестить своим молоком), тоже «страха ради смертного», это крещение считается действительным. Родители, сама, лишь бы правильно была соблюдена формула: «Крещается раб Божий (или раба Божия), имя, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь».
Закончилась встреча катехизаторов напутствием отца Виктора Хохлова:
«Вы – те самые люди, которые должны помогать настоятелю вести его «корабль» – храм, который дан ему в управление. Делайте то, что должны делать. Это Божие дело и проклят всяк, кто делает дело Божие с небрежением, вы понимаете это? Если люди не услышали нас, не пришли к нам, если то, что они услышали, тут же вылетело у них из головы, как только они вышли из храма, значит мы свое дело делаем с небрежением. Нельзя этого допустить. Если вы хотите, чтобы люди стали вашими прихожанами, работайте с ними не ради «галочки». В этом успех нашей с вами миссии и наше с вами служение в этой жизни».
Михаил ИШЕНИН
Пресс-служба Саранской епархии