Епархиальное собрание

Епархиальное собрание

17 декабря в актовом зале просветительско-паломнического центра Иоанно-Богословского Макаровского монастыря состоялось заседание епархиального собрания Саранской епархии Русской Православной Церкви.

Возглавил собрание Высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии. В мероприятии приняли участие: Преосвященнейший Илия, епископ Рузаевский, викарий Саранской епархии; секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, а также духовенство, наместники и настоятельницы монастырей.

После общей молитвы Владыка Варсонофий открыл работу собрания, по традиции зачитав отчетный доклад, рассказывающий о жизни епархии в уходящем году. Так, в частности, он отметил: «Мы с вами уже в 21-й раз собираемся на ежегодное собрание. Помню, как это происходило в первый раз – в Иоанно-Богословском соборе. Тогда епархия у нас была в три раза больше, а священников – в два раза меньше.

Этот год мы с вами, слава Богу, прошли благополучно – в трудах, молитвах и заботах о нашей Церкви. Этот год дал нам новый опыт духовной жизни, и каждый написал свою «книгу», состоящую из 366 страниц (год был високосный), и каждый на этой странице что-то запечатлел – свои мысли, свои поступки. Скоро мы закроем эту «книгу», хотя, может быть, что-то еще добавим в оставшиеся дни этого года».

Далее Владыка Варсонофий напомнил всем о самых знаменательных событиях, которыми был наполнен уходящий 2012 год. Это, в первую очередь, празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства и то, что этому предшествовало: строительство нового здания Управления Мордовской митрополии, строительство детского православного лагеря в Макаровском монастыре, закладка фундамента храма в честь святых Кирилла и Мефодия и, конечно же, приезд в Мордовию Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Кирилла, который принял самое живое участие в праздничных событиях. Предстоятель Русской Православной Церкви открыл детский лагерь, заложил капсулу в фундамент строящегося храма, выступил на торжественном акте, прошедшем в Республиканском драматическом театре. Тогда, в своей речи, Патриарх одной из главных заслуг руководства Мордовской митрополии назвал активное церковно-общественное взаимодействие.

Не забыл Владыка Варсонофий и о более скромном юбилее. В этом году Саранское Духовное училище отметило 15-летие со дня открытия. Митрополит поздравил ректора СДУ протоиерея Александра Пелина и всех его сотрудников, выразив надежду, что «училище и в дальнейшем будет повышать свой уровень и даст нам еще много достойных образованных клириков».

Перечисляя то, что было сделано в Саранской епархии в ушедшем году, Владыка подтвердил, что одной из главных задач, стоящих в епархиальной повестке дня, по-прежнему является строительсво и благоукрашение храмов, открытие новых приходов, рукоположение духовенства, создание воскресных школ. «Многое нам удалось реализовать, несмотря на скудость средств в наших приходах, а точнее – их отсутствие. Мною были освящены четыре храма: два – в Ковылкинском районе – в селе Шингарино и в селе Волгапино, скитский храм святителя Модеста в Макаровском монастыре и домовый храм в здании Мордовской митрополии. Также был освящен малым чином Михаило-Архангельский храм в поселке Ялга. Через два дня мы освятим Троицкий собор в Рузаевке, и еще несколько храмов находится в стадии строительства».

Касаясь множества организационных вопросов, митрополит Саранский и Мордовский посоветовал приходским священникам активнее работать с детьми и молодежью, проводить с ними различные мероприятия, понемногу привлекать к алтарничеству в храмах. На каждом приходе должны быть созданы воскресные школы и церковные библиотеки, благо ассортимент православной литературы сегодня весьма разнобразен. Насельников и наместников монастырей Владыка призвал внимательнее относиться к паломникам, вне зависимости от степени их воцерковленности. «Нужно относиться к каждому паломнику, как к Христу, и это будет правильное отношение».

Также Владыка рассказал о создании в епархии двух новых отделов. Отдел по культуре, руководить которым назначен протоиерей Виктор Зимин (настоятель Покровского храма поселка Николаевка), призван активизировать взаимодействие с учреждениями культуры («До этого у нас не было человека, который занимался бы воцерковлением деятелей культуры, чтобы они, будучи людьми авторитетными, активно выступали на стороне Церкви, что очень важно для нас», – заметил митрополит). Председателем Отдела по взаимодействию Церкви и общества назначен протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского Духовного училища. В его задачу входит контакт с представителями власти и общественных объединений.

Продолжая подводить итоги 2012 года, Владыка привел основные статистические данные по Саранской епархии. На сегодняшний день в ней действует шесть монастырей (три мужских и три женских) и 150 приходов в 15 благочиннических округах, где совершают богослужения 136 священников и 12 диаконов. За два года, прошедших после выделения из состава прежней Саранской и Мордовской епархии отдельной Саранской епархии, в ней стало на 18 приходов больше, а клир пополнили 26 священников. Только за текущий год митрополитом Варсонофием были рукоположены в сан 8 человек, еще 5 священиков прибыло к нам из других епархий и столько же переведено из за штата.

«Жизнь человека от Господа и в руках Его ключи смерти, – говорит Слово Божие. Посему никто не знает, когда и кому откроются Им двери вечной жизни», – такими словами Владыка Варсонофий предварил сообщение о том, что в уходящем году отошли в мир иной три клирика Саранской епархии – протодиакон Виктор Фомичев, священик Петр Мухортов и священник Алексей Кудин. По призыву митрополита зал встал и пропел Вечную память о упокоении их душ.

Что примечательно, Владыка, несмотря на свою высокую должность и крайнюю занятость, счел необходимым отчитаться перед собравшимися и о выполнении им самим обязанностей управляющего епархией. В частности – в том, что касается совершения архиерейских богослужений и обязательного посещения соседних епархий.

В завершение своего выступления Владыка Варсонофий обратился к священнослужителям епархии с архипастырским словом:

«Рассматривая текущую епархиальную жизнь, будет полезным затронуть практические аспекты пастырского служения, поскольку плодотворность церковной жизни епархии во многом зависит от духовно-нравственных качеств каждого пастыря. При рукоположении священник получает благодать Святаго Духа, которая дает ему возможность в храмах совершать священнодействие. Благодать в этом случае человек получает не столько по достоинству (поскольку мало среди нас достойных), сколько по снисхождению. К личному же совершенству, которое приходит многими трудами, не в одночасье священник приходит, он должен к этому стремиться всю свою жизнь. Иоанн Златоуст говорит о священнике: «Он должен иметь великое благоразумие и еще, прежде благоразумия, великую благодать Божию, правоту нравов, чистоту жизни, добродетель более нежели человеческую».

Наша ошибка в том, что мы всегда себя сравниваем с худшими людьми. Помните, когда фарисей пришел в храм молиться, с кем он себя сравнил? С мытарем. А нужно было сравнивать со святыми людьми. И тогда бы он увидел, что он неправ, и что он далек от Бога. Если мы все будем себя сравнивать с худшими людьми, мы так и будем ниже опускаться, а надо себя сравнивать со святыми людьми, и сразу увидим, где мы находимся, определим точку координат своих: где мы, в каком месте. Вот на это нужно всегда смотреть: не сравнивать себя с мирянами, которые действительно могут быть ниже нас, а сравнивать себя с людьми высокой духовной жизни.

И вот, в силу ряда причин, бывает так, что священник не имеет никакого стремления к личной праведности. Он живет не как пастырь Церкви Христовой, а словно мирской человек: совершает свою работу, формально исполняет обяды, одевается как светский человек, бреется, стрижется, то есть полностью подражает людям бизнес-элиты, светским чиновникам или еще кому-то, всё время равняется на них. Конечно, от такого, можно сказать, лжепастыря трудно ожидать чего-то серьезного: какой-либо деятельности в работе с молодежью, с воскресными школами или еще в чём-то. И приход у такого «пастыря» находятся в состоянии, прямо скажем, запущенном: нет там церковной жизни, нет там жизни вообще. А люди ждут от священника проявлений святости. <…>

Все мы с вами помним слова преподобного Серафима Саровского о стяжании благодати Святаго Духа, и этим мы должны всегда заниматься и об этом размышлять. Что дает человеку и священнику благодать Святаго Духа? Священнику она дает необходимые качества для пастырского служения. Какие качества должны быть у священника? Во-первых, Дух Святый просвещает пастыря светом истины. Дух Святый наполняет священника бескорыстной любовью к людям. В наше время широкого распространения эгоизма, когда отношения между людьми строятся на основне материальной выгоды, актуальным для священника является вопрос пастырской любви к прихожанам и к людям в повседневной жизни. Священник должен не только учить их с любовью относится друг к другу, но и самому являться живым примером, воплощением добродетели, поскольку это ожидается окружающим, в высшей степени, от пастыря. <…>

Вы же – как свеча: свеча горит и зажигаются от нее многие прихожане. Священник затух, и им не от чего зажечь свечку свою. Перед священником стоит непростая задача: всемерно свидетельствовать о любви к Богу и к людям. Пастырская любовь может проявляться не только в личностных взаимоотношениях, но и в организации различных социальных мероприятий. Конечно у нас на приходах еще очень мало средств для таких социальных мероприятий, но и малыми средствами мы должны делать много добрых дел. <…> Добрые дела всегда были и остаются мощным миссионерским средством, притягивающим к Церкви неверующих людей.

Что еще Дух Святый дает нам, священникам? Он дает нам силу противиться мирским соблазнам, не отдавать свое сердце в порабощение мирским соблазнам. Нужно понимать: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – это слова Господа. <…> По своей греховной природе человек ближе и быстрее склоняется ко греху, чем к добродетели, мы все это знаем. И в монастыри приходят люди не с каким-то сильным духом и сильной волей, а те, которые посмотрели и, увидев слабость своей воли, поняли: «В миру нам не спастись, а здесь хоть стены помогут». Они приходят в монастырь, чтобы не увлекаться греховными страстями, которыми мир так наполнен. Но, мы знаем с голоса Спасителя, что в мире соблазны должны быть, и Господь эти соблазны пока не выкорчевывает, они должны оставаться. И нам приходится жить рядом с этими соблазнами. И священнику, конечно, необходимо быть крепким бастионом посреди бушующего моря соблазнов. К сожалению, этот ураган страстей не каждый священник может выдержать. И эти вот страсти, они каждый год обретают всё более привлекательные обертки, чтобы всё больше и больше людей соблазнять под разным предлогом. И часто священник, увлекаемый этими соблазнами, забывает о своем призвании – быть «солью земли и светом миру», и делается неспособным сам приводить людей ко Христу, и часто даже своим примером людей отдаляет еще дальше от Церкви.

Мы часто слышим по телевидению: «Да, я верующий, но в церковь не хожу», «Я Церковь эту не признаю». И начинают батюшек и всех нас чихвостить, что вот мы такие, и из-за священников они не хотят в храм ходить. Вот так они оправдывают свой отход от Бога, от веры и от Церкви именно соблазном священника. Для противодействия соблазнам священнику необходимо помнить о пастырском призвании, необходимо чтение Священного Писания, творений святых отцов, особенно аскетической направленности, которые на тонком психологическом уровне раскрывали причину появления страстей в душе человека и способы борьбы с ними. Вот насколько священники были высоки в первые века христианства, настолько они понизились в современную эпоху. Из канонов мы видим, что даже за незначительные проступки пастырь отлучался от Церкви на годы покаяния. Священнику непозволительно многое, что разрешено мирским людям. Это естественно, поскольку, по словам Иоанна Златоуста, «Священник, совершая ангелькое служение, сам должен по чистоте жизни быть подобным небесным силам»».

Также в своем слове Владыка Варсонофий много времени уделил вопросу – каким должен быть священник, вдохновляемый Духом Святым и молитвой? Подкрепляя свои слова выдержками из Евангелия и творений святых отцев, Владыка, как опытный богослов, образно объяснил, что истинный пастырь должен быть рассудительным, благоразумным, радостным и смиренным, ведь всё это, в общей сложности, и подвигает священника к активной созидательной жизни.

В завершение своего выступления Владыка поблагодарил собравшихся за нелегкие труды, понесенные в уходящем году, и поздравил всех с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым, пожелав всем усердия в снискании благодати Святаго Духа.

* * * * *

В отчетах выступавших на собрании представителей властных структур РМ и председателей отделов епархиального Управления прозвучало немало интересной информации. Например, о том, что одна из религиозных организаций, зарегистрированных в Мордовии (всего их насчитывается 431, из которых 359 – приходы и монастыри Мордовской митрополии Русской Православной Церкви), заявила в налоговые органы о своей ликвидации, это была старообрядческая община так называемого «поморского» толка.

Начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции России по РМ Марина Семушенкова выделила проблемы предоставления ежеквартальной отчетности и оформления документации.

Секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов в своей речи изложил проблемы введения обязательного оглашения перед церковными таинствами крещения и венчания. Также отец Виктор попросил внимательнее относиться к оформлению делопроизводства в благочиниях. В завершение своего доклада попросил священнослужителей, участвующих в официальных церковных или светских мероприятиях, обязательно облачаться в рясу и надевать камилавку (кто ею награжден), эта тема получила неожиданное развитие. Владыка Варсонофий поставил всем в пример отца Александра Пелина, который всегда в подобных случаях приходит с наградами (он отмечен церковным орденом святого Владимира 3-й степени и медалью РФ «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени). Митрополит резонно заметил, что миряне, а особенно официальные лица, видя священнослужителя с наградами, гораздо охотнее идут ему навстречу во всём, что касается сотрудничества. Практика ношения государственных наград была повсеместно распространена в церковных кругах до революции. «Так что на следующие собрание, – обратился Владыка к священнослужителям, – постарайтесь все прийти со своими наградами. Хоть посмотрю на вас, а то ведь я и не знаю, у кого какие ордена и медали. При посещении официальных мероприятий ряса, камилавка и награды – это нормальное облачение для священника».

Председатель издательского и информационного Отделов Саранской епархии игумен Силуан (Туманов) рассказал о работе недавно созданного информационного Отдела, который обеспечивает взаимодействие с аналогичным синодальным отделом, а также со светскими СМИ нашего региона. Самым современным и доступным источником информации о жизни епархии является интернет-сайт «www.sarep.ru«, новостная лента которого обновляется от 1 до 10 раз в день. В 2012 году этот сайт посетило 29 058 человек. Всего же, на сегодняшний день, около 30 интернет-сайтов приходов, монастырей и отделов Саранской епархии. Таким образом, городские и республиканские СМИ могут, при желании, получать все необходимые сведения о жизни и деятельности как Саранской епархии, так и Русской Православной Церкви в целом. Многие газеты и телеканалы охотно это делают, предоставляя на своих страницах и в эфире место для церковных новостей, посвященных тем или иным православным праздникам, памятным датам и иным значимым событиям в жизни Церкви. В числе прочего, в светских СМИ священнослужителям Саранской епархии не раз приходилось отвечать и на вопросы о якобы приближающемся конце света, объясняя, насколько эта проблема надуманна и неоправданно широко «раскручена» отдельными телеканалами, стремящимися тем самым всего лишь повысить свой рейтинг.

Протоиерей Николай Брындин, председатель Отдела социального служения Саранской епархии, сообщил, что в результате договора, подписанного между епархией и министерством здравоохранения РМ, в будущем году в республиканском наркологическом диспансере будет обустроен домовый храм, при котором начнет действовать православный реабилитационный центр для наркозависимых. Всего же священнослужители духовно окормляют пациентов шести городских и республиканских больниц, а также городской пансионат ветеранов войны и труда.

Руководитель Отдела по религиозному образованию и катехизации Саранской епархии иерей Николай Новотрясов поделился с собравщимися радостью, которую не может не испытывать человек, знающий, с каким трудом проходило введение в программу общеобразовательных школ учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и его сегмента «Основы православной культуры». В ноябре 2011 года в среднем по Республике Мордовия лишь 23% родителей выразили желание, чтобы их дети изучали этот предмет, а всего через год это число увеличилось до 78% (в Саранске – 64%, зато в Ичалковском, Ковылкинском и Кочкуровском районах – 100%). Слава Богу!

А вот в том, что касается взаимодействия Церкви с учреждениями культуры и искусства, обстановка пока еще далека от идеала. Как рассказал собранию председатель новообразованного Отдела культуры Саранской епархии протоиерей Виктор Зимин, отдельные деятели культуры, с которыми ему пришлось общаться после назначения на эту должность, зачастую в своем творчестве опираются не на традиционное православие, а на некую, зачастую выдуманную ими самими, смесь языческих верований. Это преподносится и искусственно насаждается под эгидой якобы сохранения этно-культурного наследия предков. При этом озабоченность представителей Русской Православной Церкви встречает понимание на руководящем уровне министерства культуры РМ, но те, кого принято называть «свободными художниками», воспринимают критику в свой адрес как попытку отнивелировать их творческую индивидуальность. При этом в исконно мордовских селах обычные люди, в массе своей, ревностно исповедуют именно традиционное Православие. То есть, попытка возрождения (или создания) неких языческих культов не поддерживается населением, но имеет место быть, и надо об этом помнить. Фольклор – это хорошо, но возведение его в культ ни к чему хорошему не приведет. «Миссионерская работа в среде деятелей культуры весьма затруднена, – посетовал отец Виктор, – так как все они – люди с образованием, и каждый имеет свое собственное мнение, как правило – не религиозное. Театр же во все времена представлял собой не религиозную среду. Мало того, они и нашу Церковь считают своего рода театром. Когда начинаешь высказывать им свое мнение, они воспринимают его как некую политическую акцию: мол, батюшка хочет что-то получить, что-то урвать. Они не понимают, что нам-то от них ничего не неужно, мы хотим лишь помочь им, чтоб сделать что-то лучшее для нашей культуры».

Также о деятельности своих отделов рассказали: заместитель председателя Отдела по связям с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Андрей Копейкин; заместитель председателя миссионерского Отдела диакон Василий Матвеев и председатель богослужебной комиссии иерей Максим Адамов.

* * * * *

Еще раз поблагодарив всех за труды, Владыка Варсонофий поздравил собравшихся с наступающими праздниками, а после окончания собрания с благословением вручил всем руководителям епархиальных Отделов памятные медали в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года, учрежденные Святейшим Синодом Русской Православной Церкви.

Михаил ИШЕНИН

Пресс-служба Саранской епархии